Что такое демократия?

Слово демократия – одно из самых употребляемых в нашей школе.
Демократия – это когда я могу сказать учителю, что он не прав, что я с ним не согласна, и учитель на это спокойно отреагирует и попытается разобраться, что не так, и мы придем к какому-то соглашению. Демократия - когда я могу не согласиться с мнением, решением директора и могу предложить своё, и главное – это очень поощряется в нашей школе. На заседаниях Совета школы директор остается в меньшинстве достаточно часто, и в этом нет ничего обидного, страшного, неправильного – это принцип демократия.

Кстати, наш Совет школы – это настоящий пример демократии, главный пример, так как в демократии должен решать не один человек (учитель, директор), а все.

Естественно, все 700 граждан нашей школы (плюс родители) не могут собираться на Совет каждую неделю. Поэтому раз в год проходят выборы. То есть выбираются люди, которым мы доверяем, которые могут передать наше мнение, которые, как нам кажется, примут правильное решение.

Уроки по выбору – опять же пример демократии.

У нас в школе каждый год в 9-ом классе проходит стажировка, когда ученики целую неделю учатся в разных других школах, чтобы понять плюсы и минусы нашей школы, чтобы лишний раз убедиться в уникальности этой школы или лишний раз в ней разочароваться (кому как). Обычно, возвращаясь с таких стажировок, дети очень удивляются системам «обычных» школ: им непривычно каждый день сидеть по восемь уроков, с жесткой сеткой расписания. Наша школа считает правильным делать уроки по выбору, так как ребенок вправе сам выбирать себе предметы. Он имеет право не ходить на неинтересную для него физику или географию, если он уверен (ну, хотя бы предполагает), что это ему не понадобится в жизни, что он своим присутствием на уроке будет только мешать учителю и отвлекать внимание своих одноклассников. Но, однако, ученик сам несет ответственность за это и должен понимать, что в его аттестате не будет такого предмета или что, к примеру, физику могут прислать как обязательный выпускной экзамен в 11-м классе, когда уже не будет времени учить. Выбор – это одна из самых главных составляющих концепции нашей школы. Выбор – это незаменимая «часть» демократии.

Творческие пространства школы – это когда собирается разновозрастная группа для организации общего дела. Так завязываются контакты, дети сталкиваются с новыми людьми, учатся новым навыкам (социальным, например). Тут разрушаются все рамки: возрастные, материальные, расовые, межкультурные - и это важно. Дети учатся быть демократичными, коммуникабельными, толерантными и т.п.

Подведу итоги:

• Свободное общение, партнерство, взаимопомощь;
• Органы самоуправления (Совет школы, Суд чести, общий сбор, самоуправление в классах);
• Свободный выбор (предметов, учителей…);
• Творческое, правовое пространства.

Картинка, которую я вам нарисовала, идеальна, но пока не все ученики нашей школы воспринимают так демократию. Демократия – это прежде всего равные права и обязанности, но почему-то находятся люди (и их немало!), которые воспринимают её только как свои права, как свободу без ответственности. Главное, всегда нужно помнить, что нельзя нарушить границу чужих прав, чужой свободы.
Демократией нужно «уметь пользоваться»!

Спиридонова Полина, 10 кл.