Как в любом демократичном обществе, так и в нашей школе, есть свои Конституция и законы.
За долгие годы школьной жизни сборник «Имею право» переиздавался несколько раз,
вносились поправки в старые законы, придумывались новые.

Здесь собраны выдержки из Конституции школы и, как пример, приведены тексты некоторых законов

Конституция научно-педагогического объединения НПО «Школа самоопределения»

Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения» - комплексное экспериментальное образовательное учреждение, сочетающее научный поиск в педагогике и психологии с образовательным процессом в дошкольном, внешкольном заведении, средней общеобразовательной школе, обучением студентов и повышением квалификации учителей инновационных школ Российской Федерации.

НПО состоит из общеобразовательной экспериментальной школы №734, детского сада №869, курсов переподготовки учителей высшей квалификации, научно-исследовательского подразделения, учебно-производственных мастерских. Гражданами объединения являются ученики, учителя, воспитатели, студенты и остальные сотрудники НПО.

В объединении разрешено все, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести, достоинства.

Конституция устанавливает основные права граждан НПО, условия их обеспечения и структуру органов управления НПО.

Конституция и законы НПО не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Цель школы—помочь человеку воспитать в себе свободную личность, предоставить возможность развивать и совершенствовать свои способности, помочь человеку найти свое место в обществе.


Глава 1. Права и обязанности граждан НПО «Школа Самоопределения»


Права всех граждан

1. Каждый гражданин имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом достоинство и свободу других людей.
2. Каждый гражданин имеет право за оскорбление его чести и достоинства подать заявление в Суд Чести.
3. Каждый гражданин имеет право на то, чтобы свое мнение, требование, протест, идею передать на рассмотрение в Совет объединения, в Суд Чести, на Общий Сбор.
4. Каждый гражданин имеет право выдвигать кандидатуры, а также самовыдвигаться и быть избранным в любой орган НПО.
5. Каждый гражданин имеет право участвовать во всех сферах жизни объединения, присутствовать на собраниях, советах, педагогических пленумах.
6. Каждый гражданин может предложить проведение культурного мероприятия и взять инициативу в свои руки, а также стать инициатором создания любых кружков, секций, клубов и т.д.
7. Каждый гражданин может ставить перед Советом НПО вопрос о пребывании в объединении ученика, учителя, сотрудника, если тот своими действиями постоянно нарушает Конституцию НПО.


Обязанности всех граждан

1. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию НПО.
2. Каждый гражданин обязан выполнять решения органов НПО.
3. Каждый обязан участвовать в самообслуживании в соответствии с законом положением НПО.
4. Каждый обязан соблюдать распорядок жизни, установленный в НПО, бережно относиться к школьному имуществу и имуществу всех граждан.
5. Сотрудники администрации и педагоги обязаны предоставить ученикам возможности для образования.
6. Каждый ученик в соответствии со своими возможностями, образовательными потребностями, индивидуальными планами и программами обязан использовать имеющиеся условия для своего образования.
Глава 2. Органы НПО «Школа Самоопределения»


Общий сбор

1. Общий Сбор - высший орган самоуправления.
2. Общий Сбор принимает Конституцию, законы и поправки к ним.
3. Общий Сбор является арбитром в случае спора между Советом НПО, коллективами объединения и гражданами, обладает правом "вето" на решения Совета НПО.
4. По решению Совета НПО вместо Общего Сбора может проводиться референдум-обсуждение по классам и другим первичным коллективам.
5. В Сборе с правом решающего голоса участвуют ученики школы с 6 по 11 класс, педагоги школы и детского сада, другие сотрудники НПО, представители родителей.
6. Общий Сбор правомочен принимать решения, если после оповещения всех о месте, времени и повестке дня на него приходят все, кто берет на себя гражданскую ответственность.
7. Решения Общего Сбора принимаются простым большинством голосов и являются окончательными.


Совет НПО

Цель: Для организации выполнения законов и Конституции, подготовки новых законов создается Совет НПО. Председателем Совета НПО является Генеральный директор НПО.

В Совет НПО входят:
1.Избираемые всеми гражданами объединения ученики, педагоги, сотрудники, студенты - 12 человек, избранные большинством голосов, при этом избранных учеников должно быть на одного человека больше, чем взрослых.
2. Родители (не более 5 человек), утвержденные родительским собранием.
3. Генеральный директор объединения — по должности, три его заместителя (с возможной ротацией).
4. Ученики, желающие быть членами Совета, если их утверждает Совет НПО (в количестве не более пяти человек).
5. 1-2 представителя от каждого 7-11 класса или группы, зарегистрированной Советом, которые избираются в Совет по желанию коллектива на 2 месяца.


Функции Совета НПО

1. Разрабатывает Конституцию.
2. Разрабатывает законы.
3. Составляет коллективный заказ на образование,
4. Утверждает учебный план как средство реализации заказа.
5. Проводит рейтинг учителей.
6. Накладывает "вето" на решение Генерального директора и его заместителей.
7. Руководит образовательной, учебной и административно-хозяйственной деятельностью.
8. Разрабатывает программу общешкольных дел и организует ее выполнение.
9. Организует создание, работу и развитие кружков, клубов, секций, групп по интересам и т.п.
10. Направляет возможности родительской общественности в помощь школе и детскому саду, оказывает помощь родителям в воспитании детей.
11. Изыскивает дополнительно к бюджетным ассигнованиям материальные и финансовые средства для совершенствования образовательного процесса, хозяйства: поощрение учеников, студентов, педагогов за хорошую творческую работу.
12. Добивается всемерного исполнения законов НПО.
13. Принимает в школу учеников старших классов, может давать рекомендации по приему в школу педагогов.
14. Исключает из школы учеников и вносит предложения об увольнении учителей и других сотрудников НПО в соответствии с законодательством РФ.
15. Утверждает финансовую смету.


Суд Чести

Цель: Защита принципов, изложенных в школьной Конституции, возлагается на Суд Чести школы.

Общие положения
1. Суд Чести школы избирается учениками и учителями школы всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. В Суд Чести выбирается семь человек сроком на один год.
2. Члены Суда Чести избираются из числа тех, кто учится в школе или работает в ней. Правом выдвижения кандидатов пользуются классы, кафедры, группы учеников и учителей, отдельные граждане. Разрешается также самовыдвижение. Члены Суда Чести не могут быть избраны больше, чем на два срока подряд.
3. Избранный Суд Чести сам определяет свою структуру.
4. Заявления пострадавших или их друзей и других заинтересованных лиц рассматриваются Судом Чести в течение недели. Срок давности - полгода со дня происшествия.
Дело рассматривается только в присутствии обеих сторон (т.е. потерпевшего и обвиняемого) и лиц, избранных ими в качестве адвокатов (т.е. защитников).
С согласия потерпевшего дело может рассматриваться гласно.
5. Если обвиняемый не является на Суд более двух раз, то дело рассматривается в его отсутствие.
6. В качестве адвокатов (защитников) могут выступать любые лица, предложенные потерпевшим или обвиняемым, кроме тех, кто приглашен в качестве свидетелей.
7. Адвокат имеет право:
а) требовать приглашения свидетелей;
б) обращаться к общему собранию для пересмотра решения Суда Чести.

Обязанности Суда чести
Суд Чести обязан:
1. Стремиться к выявлению подлинных причин конфликта и к примирению сторон.
2. При ведении дела избегать всего, что может вызвать новые конфликты.
3. Пресекать недостойное поведение сторон на Суде.
Суд Чести не имеет права:
1. Давать наказания, оскорбляющие честь и достоинство обвиняемого.
2. До принятия решения считать человека виновным.

Права Суда чести
Суд Чести имеет право вынести следующие решения:
1. Примирение сторон.
2. Публичное извинение.
3. Передать на поруки с учетом характера поручительства и личности.
4. Предупреждение об исключении из школы.
5. Временное исключение виновного из школы на срок, установленный Судом.
6. Исключение из школы. Виновный сохраняет за собой право обращаться для пересмотра дела к Общему Сбору, либо, если потерпевший категорически не согласен с широкой оглаской дела, — к Совету школы.
7. Возмещение материального ущерба.
8. Ходатайство перед администрацией об увольнении из школы учителя либо работника школы.

Решение Суда Чести обязательно объявляется по школьному радио и по другим школьным средствам массовой информации и сообщается родителям виновных. По просьбе потерпевшего, решение Суда может не доводиться до сведения всех граждан.


Глава 3. Порядок изменения Конституции НПО

1. Вопрос о необходимости изменения Конституции рассматривается Советом НПО не реже одного раза в три года.
2. При необходимости Совет формирует конституционную комиссию, которая вносит проект изменений в Совет.
3. По решению Совета проект выносится на Общий Сбор.



Основные законы НПО «школа самоопределения»:

1. Закон о защите чести и достоинства.
2. Закон о борьбе с вандализмом.
3. Закон о защите личной собственности.
4. Закон о прогулах.
5. Закон о новичках.
6. Закон о пребывании посторонних в школе.
7. Закон о самоуправлении в классах.
8. Закон о защите прав ребенка.
9. Закон о борьбе с призывами к межнациональной розни.
10. Закон о защитнике прав ребенка в НПО «Школа самоопределения».
11. Положение о выборах в Совет школы.
12. Положение о разновозрастных образовательных группах.
13. Положение о зачетах и экзаменах в 7-11 классах.
14. Положение о творческих и переводных экзаменах.
15. Положение о порядке и критериях приема в 10-й класс.
16. Положение о переводе неуспевающих.
17. Положение об индивидуальном плане.
18. Положение о юридической консультации.
19. Положение о школьном театре.
20. Положение о дежурстве по школе.
21. Положение о школьной библиотеке.
22. Положение о школьном кафе.
23. Положение о дискотеке.
24. Положение о Турклубе.
25. Закон о коммерческой деятельности в школе.
26. Договор с родителями.
27. Устав НПО «Школа самоопределения».

Закон о борьбе с вандализмом (выдержки)

Цели закона:
1. Защитить школу от вандализма и лишних финансовых затрат.
2. Защитить права граждан на пользование исправным эстетически привлекательным школьным имуществом.

Обязанности граждан:

1. Каждый гражданин школы обязан:
1.1. Относиться к школьному имуществу так же, как к имуществу в своем доме.
1.2. Пресекать порчу школьного имущества самостоятельно или с помощью дежурного класса, учителей, администрации, других граждан.
1.3. Участвовать в ремонте школьного имущества.
2. Каждый класс обязан:
2.1. Нести ответственность за сохранность классной комнаты, в которой учится.
2.2 Нести ответственность за сохранность в коридорах, вестибюле, столовой, туалетах школьного имущества и оборудования во время дежурства.
3. Каждый учитель обязан:
3.1. Следить за сохранностью имущества в закрепленном кабинете или помещении, где проходит урок.
3.2 Обеспечить сохранность имущества во время своего дежурства.

Закон о защите чести и достоинства (выдержки)

НПО «Школа самоопределения» стремится к развитию личности свободного человека и провозглашает следующее:
1. В нашей школе разрешено все, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства.
2. Мы гарантируем (утверждаем) в нашей школе неприкосновенность личности, защиту ее чести и достоинства. Ни один человек (независимо от возраста, пола и общественного положения) не должен оставаться безнаказанным, если он нарушает эти положения.
3. Защита достоинства каждого человека – это обязательное условие благополучия всех.

Оскорблением чести и достоинства мы считаем:

1. Рукоприкладство – нанесение побоев, избиение.
2. Угрозы, запугивание и шантаж с целью скрыть свое противозаконное действие.
3. Моральное издевательство:
а) Употребление оскорбительных кличек.
б) Дискриминация по национальным и социальным признакам.
в) подчеркивание физических недостатков.
г) нецензурная брань.
д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва.
4. Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей:
а) Появление в состоянии алкогольного опьянения.
б) истязание животных.
в) добровольное принятие на себя образа и функций раба (шестерки).
г) вымогательство.
д) распространение заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинство личности.

В начало..